Ставки по португальским и ирландским облигациям вернулись на позиции, предшествовавшие снижению их рейтинга до «мусорного» уровня. Такой стала реакция инвесторов на утверждение главами стран Евросоюза новой программы финансовой помощи Греции в размере €158,6 млрд и дополнительных мер по стабилизации финансовой системы еврозоны.

Доходность по десятилетним государственным облигациям Греции вернулась в пятницу к уровням трехмесячной давности — в ходе торгов она снижалась до 14,5% годовых, что на 2,15 п. п. ниже закрытия вчерашнего дня. До трехнедельного минимума опустилась доходность по десятилетним госбумагам Португалии и Ирландии, составившая соответственно 11,2% и 12,1% годовых. Таким образом, эти бумаги вернулись на уровни, предшествующие решению агентства Moody`s опустить рейтинги по обязательствам этих стран на уровень, традиционно используемый для «мусорных» облигаций. Непрерывное снижение доходности по суверенным облигациям периферийных стран еврозоны продолжалось четыре дня. Еще в начале прошлой недели доходность греческих облигаций была 18,5%, португальских — 13%, ирландских — 14,6%.

Одновременно, хотя и не столь значительно снизилась напряженность и на долговом рынке Италии и Испании. Доходность десятилетних суверенных бондов этих стран снижалась до 5,2—5,6% годовых, хотя еще в начале прошлой недели находилась на уровне 6,2—6,4% годовых.

Всплеск интереса инвесторов к суверенным обязательствам периферийных стран был спровоцирован сообщениями о том, что на саммите лидеров Евросоюза было принято решение о новой трехлетней программе финансовой помощи Греции. В ее рамках Евросоюз и Международный валютный фонд [Международный валютный фонд] (МВФ) совместно предоставят €109 млрд. Ставки по кредитам будут снижены примерно до 3,5% с текущих 4,5—5,8%, а сроки удлинены как минимум до 15 лет с нынешних 7,5 года. Частным инвесторам в греческий долг будет предложено четыре варианта оказания помощи этой стране: три предполагают обмен греческих гособлигаций на более длинные, а четвертый — перенаправление средств от погашаемых бумаг в новые бонды сроком до 30 лет. Ожидается, что в итоге сумма участия частных кредиторов Греции в плане по ее спасению составит €50 млрд до середины 2014 года, а всего до 2019 года — около €106 млрд.

Кроме того, на саммите были разработаны и утверждены новые инструменты для укрепления финансового рынка еврозоны. Было принято решение сократить зависимость деятельности финансовых структур Евросоюза от рекомендаций внешних рейтинговых агентств. Для реализации программ поддержки стран зоны евро, которые испытывают повышенные трудности, была повышена гибкость Европейского фонда финансовой стабилизации (EFSF). В частности, появится возможность использования EFSF для рекапитализации банков и возможность покупки за счет средств фонда облигаций на вторичном рынке. Лидеры стран еврозоны постановили, что новые условия действия EFSF в отношении Греции распространяются также на Португалию и Ирландию, которые сейчас получают финансовую помощь от Евросоюза и МВФ. Как заявил на пресс-конференции по завершении саммита президент Евросоюза Герман Ван Ромпей, «саммит принял решения, которые позволят локализовать греческий финансовый кризис и не дадут ему перекинуться на другие страны».

Как отмечают аналитики НБ «Траст», европейский план как идея выглядит безупречно, но для него потребуются не только и не столько финансовые ресурсы извне, сколько изменения в социально-экономических отношениях в самой Греции. «Основным риском для второго пакета помощи мы считаем сложности при проведении реформ в Греции,— отмечают они.— Очередные жесткие меры бюджетной экономии, принятые Афинами, помимо сопротивления со стороны общества могут столкнуться еще и с тем, что экономить, собственно, будет уже не на чем». «Учитывая, что отношение греческого долга к ВВП приближается к 170%, не совсем ясно, возможна ли выработка реально работающего плана по снижению долга и удастся ли в итоге избежать дефолта»,— подчеркивают аналитики «ВТБ Капитала».