На состоявшемся во вторник заседании ФРС США глава регулятора Бен Бернанке столкнулся с жесточайшей внутренней оппозицией, отстаивая свою решимость предпринять все необходимое для поддержки слабой экономики, пишет газета The Wall Street Journal.
Впервые с 1992 года, когда кресло председателя ФРС занимал Алан Гринспен, трое из десяти голосовавших чиновников выразились против решения Центробанка удерживать краткосрочные процентные ставки близко к нулю как минимум до середины 2013 года. ФРС держит базовую учетную ставку на минимальном уровне уже более двух лет — с декабря 2008 года, когда ставка была снижена с 1% до 0,0—0,25%. И ранее в ФРС заявляли, что ставки будут оставаться на рекордно низком уровне в течение длительного периода.
9 августа Комитет по открытым рынкам ФРС оставил базовую процентную ставку без изменений на рекордно низком уровне 0,0%-0,25% годовых, оправдав ожидания рынков.
С помощью ультранизкой ставки в ближайшие два года ФРС хочет поддержать экономику США, сохраняя стоимость заимствования на низком уровне, что потенциально должно стимулировать приток инвестиций в фондовый рынок.
Против политики Бернанке во вторник выступили Ричард Фишер из Федерального резервного банка (ФРБ) Далласа, Нараяна Кочерлакота из ФРБ Миннеаполиса и Чарльз Плоссер из ФРБ Филадельфии, свидетельствует отчет Комитета по открытым рынкам ФРС. «Оппозиционеры» опасаются, что политика легких денег рискует слишком сильно разогнать инфляцию и надуть «пузырь», подобный ипотечному, который был в основе недавнего финансового кризиса.
ФРС, как правило, старается избегать ситуаций, когда против решения регулятора в ходе голосования выступают более двух человек, отмечает WSJ.
Бернанке не остановят
Центробанк опасается, что такие разногласия рынок может расценить как вотум недоверия к председателю. Решительность Бернанке позволяет предположить, что он без колебаний может предпринять и более решительные меры, если сочтет их необходимыми для экономики.
Решение оставить беспрецедентно низкую ключевую процентную ставку до 2013 года говорит о том, что шансы на третий раунд «количественного смягчения» высоки как никогда, считает главный экономист инвестбанка Goldman Sachs Йен Хэтзиус.
«Я абсолютно уверен, что трое несогласных не остановят Бернанке», — считает Лоуренс Майер, возглавлявший ФРС с 1996 по 2002 годы. Другой экс-сотрудник ФРС США, управляющий директор International Strategy & Investment Group Роберто Перли, считает, что влияние несогласных представителей трех ФРБ будет сходить на нет.
Внутренние дискуссии — это нормальный процесс для регуляторов, отмечает член Национального банковского совета Центробанка РФ, президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. «И в российском Центробанке члены совета директоров спорят, дискутируют и не всегда соглашаются с мнением Сергея Игнатьева [главой ЦБ РФ], он сам об этом заявлял, — рассуждает финансист в интервью BFM.ru. — Я думаю, что заявление Бернанке о дате [удержания низких ставок] до 2013 года все-таки будет подкорректировано под влиянием ситуации, инфляции. Эскалации конфликта не будет».
Бонды раздора
Ранее президент ЕЦБ Жан-Клод Трише, до истечения срока полномочий которого осталось три месяца, тоже столкнулся с серьезной конфронтацией в правлении. Противостояние Акселя Вебера, возглавлявшего германский Бундесбанк до конца апреля 2011 года, с Трише началось еще в прошлом году из-за программы по скупке гособлигаций еврозоны. Преемник Вебера, Йенс Вайдманн, продолжил напряженные отношения: в минувший четверг он выступил против скупки ЕЦБ госбондов. Учитывая, что Вайдманн — бывший экономический советник канцлера ФРГ Ангелы Меркель, такие заявления могут иметь политические последствия. Кроме того, считается, что Вайдманна поддерживают как минимум три члена правления ЕЦБ: его германский коллега Юрген Штарк, глава ЦБ Нидерландов Клаас Кнот и глава ЦБ Люксембурга Ив Мерш.
Внутренний раскол в ЕЦБ несет для глобальных рынков значительно большую угрозу, чем ситуация в ФРС, считает Анатолий Аксаков. «Трише уходит, и еще не известно, как будет развиваться ситуация после его ухода, — отмечает Аксаков. — Выкуп евробондов — это мера краткосрочная. Она помогает на коротком отрезке времени отдельным странам — Италии, Испании, Греции — выходить из [кризисной] ситуации, но это не решение проблемы, а откладывание ее решения. Поэтому здесь ситуация может развиваться более драматично».
Важность разногласий растет, когда приближается срок смены глав центральных банков — именно в такие периоды наличие разных точек зрения внутри круга принимающих решения может стать фактором изменения политики центрального банка, отмечает Ариэл Черный, аналитик «Allianz РОСНО Управление активами».
Полномочия главы ФРС Бена Бернанке истекают лишь в 2014 году, поэтому на сегодняшний день разногласия внутри Комитета по открытым рынкам не имеет существенного значения. «В случае с ЕЦБ ситуация требует более пристального внимания. Полномочия Трише истекают уже в октябре этого года. Впрочем, его преемником, скорее всего, станет глава Банка Италии Марио Драги, не входящий в группу не согласных с политикой Трише чиновников ЕЦБ. Так что политика ЕЦБ вряд ли подвергнется большим изменениям», — добавляет аналитик.
Будут выдвинуты более жесткие требования по сокращению внутреннего дефицита в странах, чьи гособлигации выкупаются ЕЦБ, и более жесткие требования по сокращению социальных расходов, «а это всегда чревато официальными выступлениями», добавляет Аксаков и отмечает, что в данном случае развитие ситуации непредсказуемо. «Когда были сделаны первые заявления, что ЕЦБ не будет выкупать бонды Испании и Италии, моментально началась тряска во всем мире, в том числе в США. Я думаю, что они [европейские регуляторы] не будут действовать очень резко, но такое «поддавливание» будет происходить. Потенциал увеличения волатильности существует», — говорит Аксаков.