Представитель фонда Vanguard fund family Джон Воурф говорит, что измеряет уровень интенсивности истерии в масс-медиа количеством дикторов на деловом телеканале CNBC. 8 августа, в самый разгар падения рынков, этих дикторов было аж восемь.

О том, как панические настроения в масс-медиа влияют на поведение инвесторов, рассуждает корреспондент Kiplinger.com Боб ФРИК.

Воурф сделал выводы и и разослал коллегам и друзьям ехидное электронное письмо, в котором предлагал всем срочно сбрасывать акции и закупаться мясными консервами и бутилированной водой.

Впрочем, очень немногие из клиентов Vanguard на самом деле распродали свои акции, а тех, кто продавал, и тех, кто покупал, оказалось примерно поровну (при этом стоит отметить, что Vanguard — крупнейшая по капиталу компания, занимающаяся паевыми фондами). А телекомментаторы в то же время рапортовали о том, что инвесторы «убегают сломя голову» и «выводят деньги [деньги] с рынков».

Временами несоответствие медийной паники реальной действительности просто поразительно. Ну и что же с того, могут спросить некоторые читатели. А то, что СМИ, играя на эмоциях инвесторов, могут навредить их благосостоянию.

Возьмем, к примеру, утверждение о том, что инвесторы перемещают свои активы в наличные. Некоторые инвесторы и правда так поступают — как любители, так и профессионалы. Но в большинстве случаев инвесторы в самые трудные минуты сидят тише воды ниже травы и ничего не делают. Однако медийные утверждения об обратных процессах могут разбудить в инвесторах стадный инстинкт. Люди склонны думать, что безопасность — в цифрах, и у них появляется искушение поддаться этому самому стадному инстинкту. Хуже того — исследования показали, что поведение стадного большинства может серьезно изменить индивидуальное восприятие того или иного события.

Многие инвесторы к тому же склонны полагаться на мнение третьей стороны в периоды неопределенности — этот феномен называется «социальным подтверждением», рассказывает управляющая хедж-фондом и по совместительству ведущая курсов по финансовому поведению Лорин Темплтон. «Успешное инвестирование предполагает рационализм при принятии решений, а это, в свою очередь, означает отложенную, а не сиюминутную выгоду», — добавляет она.

Часто панические настроения могут возникнуть из-за предвзятости, утверждает финансовый директор Университета Майами Алок Кумар. Один из примеров подобной предвзятости — так называемое «отвращение к потерям», когда инвестор сбрасывает активы максимально быстро, лишь бы избежать неприятных чувств, которые возникают из-за потерь. А больнее всего потери бьют по тем, кто постоянно смотрит новости по телевизору или неотрывно следит за кривыми падения фондовых индексов. Так что, если инвестор придерживается долгосрочной стратегии, ему лучше не смотреть телевизор, рекомендует Кумар.

Новости «по горячим следам» часто освещают только настоящее, упуская из виду перспективу развития событий, что может создать еще одну проблему — предубежденность из-за настоящего момента. Как поясняет стратег Vanguard Френсис Киннири, всегда очень важно отсекать лишние новости, особенно во время кризиса, и сосредоточиться на моментах, которые ведут к изменению ситуации. Он напоминает, что в общемировых масштабах экономика США по-прежнему самая большая, а на мировых рынках 45% всех ценных бумаг — американские. «Все влюблены в Китай и Индию, но рынки этих стран по своим объемам — не больше рыночной стоимости компании Apple», — добавляет эксперт.

Итого: если вы — долгосрочный инвестор и ломаете голову, что же делать со своим портфелем из-за навязанных вам предубеждений, не особенно увлекайтесь новостями масс-медиа.