«Повышать госдолг мы можем хоть до 20% от ВВП, но делать это надо постепенно и учитывать те сложности, которые у нас сложились в частном секторе», — заявил газете «Взгляд» главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. Так он прокомментировал планы Минфина по увеличению объема заимствований для покрытия дефицита бюджета.

Президиум правительства разработал основные направления долговой политики России в 2012—2014 годах. Предполагается, что федеральный бюджет будет сформирован с устойчивым дефицитом. Минфин планирует увеличить объем заимствований для покрытия дефицита бюджета до 2 трлн рублей ежегодно.

Пополнять суверенные фонды нереально, следует из документа, почти все нефтегазовые доходы будут тратиться, в резервный фонд недолго будет направляться незначительная часть: в 2012 году — 3,3%, в 2013-м — 1%, а в 2014 году — ничего. Пополнение фонда национального благосостояния даже не планируется, пишут «Ведомости».

Долг России невелик — 9,3% ВВП, но он и расходы на его обслуживание будут расти высокими темпами, а макроэкономическая ситуация — ухудшаться, говорится в документе. Если баррель нефти [баррель нефти] подешевеет на 10 долларов, доход бюджета снизится на 0,5 трлн рублей, а дефицит бюджета вырастет на 1%.

Кроме того, Россия может лишиться одного из важнейших факторов финансовой стабильности — резервного фонда. Если средняя цена на нефть в 2012 году опустится ниже 93 долларов за баррель, то в 2013 году на расходы придется направлять как чистые поступления от займов, так и средства самого фонда вплоть до его исчерпания.

Общий объем заимствований России у многосторонних банков развития в 2012—2014 годах может составить до 900 млн долларов и у международных финансовых организаций — в среднем до 300 млн долларов в год.

О том, насколько необходимо увеличивать объем заимствований и до какого уровня можно повышать госдолг, газете «Взгляд» рассказал главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.

— Нужно ли увеличивать объем заимствований для покрытия дефицита бюджета до 2 трлн рублей?

— Госзаймы в 2 трлн долларов — необходимый шаг. Они нужны нам в свете обозначившейся тенденции снижения цены на нефть, что может привести к значительному увеличению дефицита бюджета. В таких условиях источники финансирования становятся более ограниченными, чем три-четыре года назад. До первой волны кризиса у нас было намного больше средств в нефтяных фондах, чем сейчас. Дополнительным источником покрытия бюджетного дефицита могут стать доходы от приватизации.

— Хватит ли этих денег для покрытия дефицита бюджета?

— Госзаймы будут не единственным шагом. Наряду с этим будут использованы и другие заимствования, например, в виде выпуска гособлигаций. Кроме того, финансирование бюджетного дефицита будет вестись и за счет средств резервного фонда. Если объединить все эти источники, даже при еще более глубоком падении цен на нефть, например, ниже 100 долларов за баррель, всех этих денег должно хватить для покрытия бюджетного дефицита.

— Как повлияет на бюджетный дефицит сокращение нефтегазовых доходов?

— Конечно, бюджетный дефицит будет расти по мере снижения цен на нефть. Сейчас бюджет балансирует при цене на нефть в 110 долларов за баррель.

— Соотношение госдолга к ВВП у России составляет 9,3% ВВП — один из самых низких показателей. До какого уровня нам можно повышать госдолг?

— Небольшой госдолг еще не дает повода «почивать на лаврах» и не предпринимать никаких шагов по его сокращению. Ведь необходимо учитывать и долги российских компаний, которые остаются очень высокими. И если объединить долги частного и государственного сектора, то отношение госдолга к ВВП будет выше 9,3%. Повышать госдолг мы можем хоть до 20% от ВВП, но делать это надо постепенно и учитывать те сложности, которые у нас сложились в частном секторе.

— А можно ли ожидать увеличения корпоративного долга?

— Это вполне возможный сценарий. Но внешний долг компаний будет расти, и в этих условиях будут накладываться ограничения на то, какими темпами можно будет увеличивать долговую нагрузку на уровне государства.

— Как влияют внешние займы на статус России как суверенного заемщика?

— На мой взгляд, это влияние положительно. Для России внешние заимствования будут дополнительным источником финансирования бюджетного дефицита. Кроме того, будет развиваться активное взаимодействие с иностранными инвесторами, которые могли бы вложиться в российские иностранные обязательства.

— А где более выгодно занимать — на внутренних или на внешних рынках?

— Здесь необходим гибкий подход, который предполагает использование как внутренних, так и внешних источников. Внутренние источники заимствования нужны для того, чтобы развивать внутренний рынок госдолга. А его развитие стало бы определенной страховкой от того, что внешние условия финансирования могут ухудшиться.