Сегодня комиссия выберет победителя концессионного конкурса на строительство центрального участка Западного скоростного диаметра с последующим управлением всей трассой в течение 30 лет. Заявки подали два консорциума — «Магистраль Северной столицы» (МСС), включающая «ВТБ капитал», Газпромбанк, итальянскую строительную компанию Astaldi и турецкие Ictas Insaat и Mega Yapi, и Балтийская концессионная компания «Магистраль», сформированная Балтийской дноуглубительной компанией (БДК) Андрея Кобзаря, компанией «Терра нова» (контролируется First Quantum Виталия Южилина), «Сбербанк-инвестициями», «Ренессанс констракшн», «Мостоотрядом № 19», Vinci, Porr, Jan De Nul и кипрской Oliveridge Investments, «внучкой» Volga Resources Геннадия Тимченко.

Победителем станет МСС, сообщил вчера источник, знакомый с заявкой конкурирующего консорциума. Представитель «ВТБ капитала» отказался от комментариев. Но две недели назад источник, близкий к ВТБ, сообщал «Ведомостям» о победе в конкурсе. Представитель комитета по инвестициям и стратегическим проектам вчера не комментировал итоги конкурса.

По условиям конкурса его победитель обязан построить 11,5 км ЗСД, инвестировав 82,86 млрд руб. Еще 52,64 млрд руб. предоставит федеральный инвестфонд. Вся дорога длиной 46,6 км стоит 212 млрд руб. Ее северный и южный участки уже строятся за счет федерального и городского бюджетов. Заказчик стройки — городское ОАО «Западный скоростной диаметр», с которым победитель после завершения стройки будет управлять платной дорогой.

Главным критерием выбора стала величина минимальной годовой выручки, гарантированной городским бюджетом, — если консорциум при управлении дорогой не достигнет ее, городские власти должны компенсировать разницу. Предложения претендентов стали известны в середине июля, после вскрытия конвертов с заявками. МСС предложил 9,67 млрд руб. (без НДС) против 16,15 млрд руб. (с НДС) у БКК «Магистраль».

У ВТБ уже есть концессионный опыт в Петербурге. Два года назад компания «Воздушные ворота Северной столицы», в которую наряду с ВТБ входят Fraport и Coupelouzos, выиграла конкурс на строительство и управление аэропортом «Пулково». Консорциум пообещал инвестировать 1,4 млрд евро в новый терминал в обмен на право 30 лет управлять петербургским аэропортом. Возглавляемый ВТБ консорциум предложил ежегодно отчислять в городской бюджет 11,5% выручки, а его конкуренты — 6 и 8%.

ЗСД — самый крупный строительный проект за всю историю Петербурга, говорит руководитель одной из дорожно-строительных компаний. Прокладка КАД длиной около 117 км обошлась федеральному бюджету в 135 млрд руб. В составе обоих претендентов — серьезные компании, но, скорее всего, у ВТБ есть доступ к более дешевым кредитным ресурсам, рассуждает он. Для реализации проекта нужно привлечь средства примерно под 9% годовых, оценил он.

Концепция изменилась

Изначально концессионер должен был вложить в сооружение ЗСД половину ее стоимости. Летом 2008 г. были подведены итоги конкурса, в котором победил единственный претендент — сформированный «Базовым элементом» консорциум «ЗСД Невский меридиан», в который также вошли «Мостоотряд № 19», Hochtief, Strabag, Bouygues и Egis. Но из-за кризиса договор с победителем так и не был подписан, а в 2010 г. городские власти стали интенсивно строить дорогу за бюджетный счет.