Регионы ждет кардинальное изменение межбюджетной политики, предупредил Минфин в проекте «Основных направлений государственной долговой политики России на 2012—2014 гг.». Им нужно отвыкать от кредитов из федерального бюджета — их объем резко сократится, получить эти деньги регионы смогут только в чрезвычайных ситуациях.

Последние пять лет объем регионального долга постоянно рос — в среднем на 25% в год. В кризисном 2009 году темпы резко ускорились — рост на 48%. К началу 2011 г. показатель превысил 1,1 трлн руб. (2,4% ВВП). Занимают регионы в основном в России, их внешний долг всего 32 млрд руб.

После кризиса 2008 г. изменилась и структура госдолга регионов: выросла доля кредитов из федерального бюджета. С начала 2009 г. — в пять раз, примерно каждый третий занятый регионами рубль — бюджетные кредиты (их доля — 37%). Они частично заместили долги по ценным бумагам (снижение на 8,7%), банковские кредиты (на 11%) и госгарантии регионов (на 10,3%). В кризис доходы регионов упали, доступ к рыночным займам был ограничен и центру пришлось взять на себя льготное кредитование, объясняет Минфин.

Но теперь пора отказаться от этой помощи, говорится в проекте. В ближайшие три года планируется сократить объемы бюджетных кредитов регионам более чем в шесть раз: со 128,6 млрд руб. в 2011 г. до 20 млрд в 2014 г. Со следующего года федеральный бюджет не будет вообще кредитовать строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования.

Занимать Минфин советует на рынке. Регионам это пойдет на пользу, уверены в министерстве: им придется улучшать платежеспособность, появится конкуренция за займы на внутреннем долговом рынке. К тому же, улучшив свои финансовые показатели, регионы смогут привлекать и внешние кредиты — для финансирования дефицита и погашения внешнего долга.

С 2011 г. возможностью выйти на внешний рынок могут воспользоваться богатые регионы (расчетная доля межбюджетных трансфертов за исключением субвенций в течение двух лет не превышала 5% собственных доходов; нужны хотя бы два рейтинга от ведущих международных рейтинговых агентств). В следующем году на внешние рынки потенциально смогут выйти только шесть регионов. Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа могут за счет внешних займов профинансировать дефицит и погасить накопленные долги, а Башкирия — рефинансировать внешний долг. Бюджет Москвы на 2011 г. сформирован с дефицитом 243,6 млрд руб., Санкт-Петербурга — 30 млрд, Тюменской области — 5 млрд, Башкирии — 15,4 млрд руб., бюджеты ХМАО и ЯНАО сбалансированы. По расчетам Минфина, возможный объем внешних заимствований этих шести регионов не превысит 198 млрд руб.

Москва пока не собирается занимать на рынке, говорит первый заместитель руководителя департамента финансов Москвы Валерий Сидоренко: «Займы могут потребоваться в случае кассовых разрывов, которых в бюджете столицы нет». По его словам, в этом и следующем году столица будет размещать только технические займы для обслуживания текущих кредитов, выходить на рынок Москва может в среднесрочной перспективе.

Последний раз Санкт-Петербург размещал облигации в 2005 г., с 2006 г. администрация города приняла решение сокращать объем долга. На рынок займов город вернулся в ноябре 2010 г., выпустив дебютные бумаги на 3 млрд руб. В 2011 г. город намерен разместить облигации на 23 млрд руб., говорил председатель комитета финансов Санкт-Петербурга Эдуард Батанов. Он отрицал возможность заимствований в иностранной валюте: по его словам, город имеет поступления только в рублях и не может хеджировать валютные риски.

Регионы, зависящие от бюджетных кредитов, столкнутся с ростом процентных расходов и ухудшением структуры долга, что приведет к увеличению затрат на обслуживание и погашение долга, говорится в обзоре S&P. Существенно долг не вырастет, прогнозирует агентство, но изменится структура: расширится база эмитентов, увеличится доля рыночных инструментов. Проблемы из-за более высокой стоимости рыночных заимствований могут возникнуть у Вологодской области, Татарстана и Мордовии, считают в S&P. В ближайшее время существенного роста долга регионов ждать не стоит, говорит Борис Копейкин из S&P: к концу 2012 г. — около 1,5 трлн руб. при сохранении внешних экономических условий.

Базовый принцип перераспределения средств между центром и регионами не соответствует потребностям территорий, считает руководитель экспертной группы по корректировке стратегии-2020 Вячеслав Глазычев: центр перетягивает деньги [деньги] на себя, а это «подрезает крылья развития субъектов». Но сокращение федеральной поддержки может дать положительный эффект, продолжает он: отучит как минимум 60% регионов от привычки быть получателями федеральной помощи независимо от результатов своей деятельности.