Регулятор обеспокоен снижением достаточности капитала у банков в связи с активным ростом кредитования.
Российский регулятор крайне противоречив в своих посланиях к участникам рынка. Еще совсем недавно Центробанк призывал финансовые учреждения активнее кредитовать экономику, строя все более и более оптимистичные прогнозы на будущее. Теперь же он пытается остудить пыл банкиров. ЦБ РФ озабочен темпами роста активов и кредитных портфелей, сильно превышающими прирост ВВП. Больше всего регулятор обеспокоен участием своих подопечных в «сомнительных венчурных проектах». Это может негативно отразиться на достаточности капитала в системе и способствовать надуванию новых пузырей на рынке, полагают в ЦБ. Впрочем, эксперты считают, что регулятор смотрит не в ту сторону: с достаточностью капитала у большинства банков проблем нет, зато больше внимания стоит уделить проблеме кредитования банками связанных сторон. Тогда, возможно, не придется экстренно спасать кредитные организации, как это случилось с Банком Москвы, для санации которого потребуются огромные денежные вливания.
Слишком много кредитов
Во время недавнего банковского форума директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов озвучил новый прогноз регулятора по росту кредитования.
По мнению ЦБ, оно увеличится в 2011 году на 25% вместо ранее прогнозируемых 20%. Казалось бы, вот он, долгожданный повод для радости. На кредитный бум в ЦБ рассчитывали еще в прошлом году, однако в итоге цифра оказалась весьма скромной: всего 13,5% роста портфелей при прогнозе Банка России в 20%.
В этом году больше оснований для оптимизма. Модель поведения россиян поменялась: люди предпочитают не копить деньги [деньги] , а брать кредиты, объясняет председатель правления «ВТБ 24» Михаил Задорнов. По его словам, депозиты растут медленнее, чем прогнозировалось: за шесть месяцев этого года, по данным МСФО российских банков, раскрывающих свою отчетность на сайте ЦБ, рост вкладов составил 8%, тогда как объем розничных кредитов вырос на 11%. Корпорации также жаждут финансирования. По словам председателя правления банка АТБ Евгения Аксенова, инвестиционные потребности предприятий не удовлетворялись во время кризиса, и сегодня мы наблюдаем отложенный кредитный спрос, который и будет реализовываться. Но качественных заемщиков среди предприятий, по признанию банкиров, найти сложнее, чем среди физлиц. Этим, видимо,и объясняется пока более скромный рост в этом сегменте, чем в розничном кредитовании. Согласно данным ЦБ на 1 июня 2011 года, кредиты корпорациям выросли с начала года на 5,8%.
Однако в нынешней позитивной для банков тенденции регулятор усмотрел системные риски для отрасли. «При реализации прогноза роста кредитного портфеля на 25% мы получим опережающий рост кредитования и активов над ВВП (по прогнозам Минэкономразвития, ВВП в 2011 году увеличится менее чем на 5%. — «Профиль»)», — говорит Михаил Сухов. Поэтому темпы роста кредитования будут находиться в сфере повышенного внимания ЦБ, пообещал он. Ситуация, когда рост кредитного портфеля опережает темпы роста ВВП более чем в два раза, а активы — почти в два раза, формирует системные риски, считает эксперт. Но если раньше пузыри надувались на рынке ценных бумаг, то теперь регулятор видит опасность в участии банков в «сомнительных венчурных проектах», говорит он. В конечном итоге все это может повлиять на достаточность капитала банков (снижение норматива H1), опасаются в Банке России. К концу года ЦБ ожидает его уменьшения с нынешних 17% до 15%. При этом у половины банков из первой тридцатки достаточность капитала хоть и выше нормативных 10%, но не превышает 13%, отмечает Михаил Сухов.
Капитальная недостаточность
Эксперты, которые вместе с ЦБ отмечают высокие темпы прироста кредитования в 2011 году, разделяют тревогу регулятора. «Мы видим, что банковский сектор снова переключается в режим кредитной экспансии, что обуславливает некоторые опасения, связанные с возможностью обеспечить качественный рост кредитного портфеля», — признает ведущий аналитик Standard & Poor’s Ирина Велиева.
Банкиры успокаивают скептиков, как могут. «Мы должны вернуться к докризисным показателям, и это не опасно», — говорит заместитель председателя правления СДМ-Банка Вячеслав Андрюшкин. Евгений Аксенов уверяет, что у основной массы банков подход к кредитованию после кризиса 2008 года стал более взвешенным и они стремятся искать надежных заемщиков. Об этом, кстати, косвенно свидетельствует исследование Fitch Ratings, посвященное российскому банковскому сектору. Согласно ему, кредиты 4-й и 5-й категорий качества (кредиты, по которым заемщик допустил большую просрочку, поэтому ЦБ относит их к проблемным и безнадежным ссудам и требует формирования повышенных резервов) сократились до 8% на конец апреля 2011 года по сравнению с пиковым уровнем в 9,9% в мае 2010 года. Это произошло, скорее всего, потому, что банки стали более взвешенно оценивать свои риски.
Однако некоторую опасность вложения кредитных организаций в венчурные проекты ни банкиры, ни эксперты не отрицают. По мнению вице-президента ФБК Алексея Терехова, «под венчурными проектами представитель ЦБ понимает, например, кредитование девелоперских проектов (в частности, строительство коммерческой или жилой недвижимости. — «Профиль»), в котором высоки как риски, так и доходность». Регулиро-ванием этого рынка ЦБ действительно стоило бы заняться более тщательно, полагает эксперт.
Так, кредитование подобных проектов сейчас не выделяется в особую категорию, к ним применяются такие же нормы по кредитному риску, как и при обычном кредитовании. Однако в связи с более высокими кредитными рисками стоило бы, по мнению Алексея Терехова, в случае участия банков в таких проектах вывести их в отдельную категорию, применять к ним повышенные нормативы по покрытию кредитного риска, а также требовать предоставления бизнес-плана по проекту, прошедшему проверку аудитора.
Отчасти в том, что кредитные учреждения занимаются этим бизнесом, кстати, виноват и сам регулятор. Фактически на рынке созданы неравные условия для конкуренции, толкающие игроков к более рискованным видам бизнеса, признают эксперты. Крупные банки, которые обладают ресурсным преимуществом, вытесняют остальных в менее привлекательные сегменты с точки зрения соотношения «риск-доходность», констатирует Ирина Велиева. «Отношение ЦБ к банкам должно быть более однородным, без снисходительности и поощрения отдельных игроков, ведущих не всегда честную игру», — резюмирует начальник отдела по работе на финансовых рынках Солид Банка Федор Тихонов.
Однако эксперты утешают: не стоит сейчас преувеличивать опасность участия банков в так называемых венчурных проектах. По оценке Алексея Терехова, доля проектов, которые ЦБ может относить к сомнительным, в кредитном портфеле банков составляет менее 5%. Поэтому и ожидать, что это серьезно может сказаться на достаточности капитала банков, не следует.
Но справедливости ради стоит отметить, что повод для некоторых опасений у ЦБ относительно соблюдения норматива H1 действительно есть. С начала 2010 года по 1 июля 2011 года этот показатель в целом по системе снизился с 20,9% до 17,2%. При этом, по прогнозам экспертов, к концу года он может просесть еще на 1—1,5 процентного пункта и достичь значения 15,5—16%. Если же анализировать другой норматив — соотношение совокупной величины крупных кредитных рисков к капиталу (норматив H7), — то и тут динамика не самая радостная. Так, он вырос с начала 2010 года по 1 июня 2011 года со 147,1% до 194,8%.
Впрочем, эксперты успокаивают: до критической точки в 10% нормативу H1 еще далеко. По словам заместителя председателя правления Русь-банка Василия Палаткина, ЦБ с 1 июля 2010 года в расчет норматива Н1 помимо кредитного и рыночного рисков включил уровень операционного риска, что позволяет регулятору жестче контролировать достаточность капитала банков.
Куда смотреть регулятору
По мнению заместителя генерального директора агентства «Эксперт РА» Павла Самиева, вместо того чтобы беспокоиться о достаточности капитала банков, ЦБ стоило бы больше внимания уделить рискам кредитования связанных сторон. Они слабо контролируются сейчас, а между тем именно это стало причиной отзыва лицензии у целого ряда банков, в числе которых ВЕФК, Петрофф-банк, Международный промышленный банк (МПБ). Ярким примером, к чему приводит активное кредитование связанных сторон, также является история с Банком Москвы, который будет вынужден создавать новые резервы в размере 220 млрд рублей по кредитам, выданным в прошлые периоды связанным сторонам, говорит эксперт фондового центра «Инфина» Вероника Чекина. «Но это сложная проблема, такие сделки непросто разглядеть, ЦБ гораздо легче по отчетности следить за достаточностью капитала банков, с которой особых проблем не наблюдается», — отмечает Павел Самиев.
Другая сфера, требующая усиленного внимания регулятора, — высокая доля вкладов в пассивах некоторых банков, считает эксперт. «Если она составляет 80% от всех пассивов, то это очень рискованно. В случае возникновения какой-то паники, мы можем получить проблемный банк», — говорит Павел Самиев. Именно это и стало причиной в свое время для отзыва лицензий у Далькомбанка, «Северной казны».
По мнению эксперта, оптимальной стоило бы считать долю в 40% вкладов населения от пассивов банка; для тех же, у кого она больше, ввести повышенные нормативы.
В то же время эксперты полагают, что не стоит ЦБ сейчас недооценивать риски вложения банков в ценные бумаги. Регулятор считает, что эти проблемы в прошлом, но сами банкиры так не думают. По оценке Василия Палаткина, примерно у четверти российских кредитных организаций доля ценных бумаг в активах сейчас составляет более 20%, и количество их будет увеличиваться из-за растущей конкуренции в традиционных нишах банковского бизнеса. Согласно статистике ЦБ на 1 октября 2010 года, объем вложений российских банков в ценные бумаги составлял 17,5% от активов. При этом, по словам эксперта, увеличение таких вложений опасно для устойчивости системы в целом: «Это связано со спецификой вложений в ценные бумаги — зависимостью котировок от конъюнктуры мировых и национальных рынков. В текущих условиях повышенной волатильности рынков существенно возрастают риски обесценивания ценных бумаг. Рост рисков банковской системы может привести к ее нестабильности, череде неплатежей и даже банкротств. Поэтому регулятору необходимо обращать пристальное внимание на степень концентрации ценных бумаг на балансах банков».
Впрочем, по мнению экспертов, что бы ЦБ ни делал, он может лишь минимизировать последствия принятия банками тех или иных рисков, полностью же уберечь систему от новых банкротств регулятор не в силах. По словам Вероники Чекиной, при каждом новом кризисе обнаруживаются все новые и новые проблемы и новые рискованные схемы банков. Однако одно дело, когда регулятор действительно не может отследить их, а другое — когда он не хочет их замечать. Нашумевшая история с Банком Москвы лишь увеличила число критиков нынешней политики ЦБ.
Пошли на рекорд
Российские банки в первом полугодии 2011 года заработали рекордные 444 млрд рублей, сообщил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов. При этом, по его словам, 910 кредитных организаций показали прибыль (всего в РФ их насчитывается сейчас 996). Как ранее сказал первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян, по итогам 2011 года прибыль банковского сектора может достигнуть рекордных 900 млрд рублей.