По данным «Маркера», арбитражный суд г. Москвы признал за казахским БТА Банком неделе право требования на $360 тыс. в отношении лизинговой компании «Дело», которое в 2009 году было уступлено компании Alphasea Investments Limited по решению экс-владельца банка Мухтара Аблязова. Основание для решения суда — результаты экспертизы, установившей, что подписи под документом от имени руководства банка «выполнены другим лицом». Соответственно был признан недействительным и договор цессии.

Решение арбитража касается одного из займов, выданных БТА Банком лизинговой компании «Дело» в рамках открытой в феврале 2007 года кредитной линии с лимитом $51,6 млн. В качестве обеспечения обязательств кредитору было передано в залог [залог] движимое имущество. Обратить взыскание на предметы залога банк потребовал в суде, поскольку заемщик «не исполнил обязательства по возврату всей суммы задолженности».

Лизинговая компания «Дело» возражала против требований БТА, поскольку, по словам ее представителей, банком утрачен статус кредитора в результате уступки прав требования. В компании ссылались на договор цессии, заключенный банком с компанией Alphasea Investments Limited в начале 2009 года, когда председателем совета директоров БТА Банка являлся Мухтар Аблязов. На этом основании заемщик, исполняя свои обязательства, перечислял средства новому кредитору. Нынешнее руководство банка договор цессии не признает.

Подпись руководства «выполнена с подражанием»

В августе 2009 года суд возбудил уголовное дело по факту хищения средств из БТА Банка. Схему, по версии следствия, разработали Мухтар Аблязов, занимавший тогда должность председателя совета директоров БТА Банка, и Дмитрий Пак, являвшийся совладельцем лизинговой компании «Дело». Тогда компания оформила в банке кредиты на сумму более $70 млн, права требования которых были переуступлены компании Alphasea Investments Limited. Следствие подозревало, что основанием стали подложные договоры цессии. Потом права требования были переданы другим офшорным компаниям, и в итоге открыт счет в латвийском банке, на который по указанию господина Пака «Дело» начало перечислять средства.

В рамках уголовного дела была проведена почерковедческая экспертиза, результаты которой как раз были представлены в суде действующим руководством БТА Банка. Исследование показало, что договоры уступки прав требования не являются достоверными. Эксперты выяснили, что подпись одного из руководителей банка на тот момент — Ильдара Хажаева — «выполнена другим лицом с подражанием подписи Хажаева». В настоящее время в суде рассматривается ряд других дел БТА Банка с аналогичными требованиями.