Подсчитанный специалистами Высшей школы экономики Индекс экономического настроения во II квартале 2011 года показал лучшие значения за весь посткризисный период, говорится в исследовании НИУ ВШЭ.

Сложившееся значение индекса — 103,2%. Главным двигателем названо резкое увеличение потребительской уверенности. Данный показатель продемонстрировал самые высокие темпы роста за последние пять кварталов, увеличившись по сравнению с предыдущим периодом на 4 процентных пункта до −9%.

Повышение индекса сопровождалось положительными изменениями всех пяти составляющих, включая оценку изменения личного материального положения. Хотя реальные доходы населения падают, номинальные — растут, на что накладываются привлекательные для населения потребительские кредиты, рожденные в процессе конкуренции между банками. «В итоге наблюдается изменение целевых ориентиров потребителей — от создания «стабилизационного фонда» для минимизации потерь от различного рода форс-мажорных обстоятельств до более активного приобретения товаров и услуг. Данный тезис подтверждается и сокращением доли сбережений в общем объеме доходов населения», — отмечают в НИУ ВШЭ.

Исследуя состояние дел в трех основных отраслях реального сектора экономики, авторы документа увеличили индекс предпринимательской уверенности в промышленности во II квартале и перевели его из отрицательной зоны в нейтральную. Причиной указан рост спроса.

В строительстве дела обстоят хуже: достаточно устойчивая тенденция на выход отрасли из отрицательной зоны приостановилась, индекс упал на два процентных пункта до −9%. Основными проблемами названы значительное налоговое и инфляционное давление.

Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле замедлил темпы снижения и составил 4%.

При составлении отчета опрашивались руководители 4,5 тысячи промышленных предприятий, 7 тысяч строительных фирм, 4 тысяч организаций розничной торговли и 5 тысяч взрослых потребителей.