Совокупный рыночный портфель Банка Москвы составляет около 250 млрд руб., рассказал первый вице-президент Александр Ястриб, в мае пришедший из ВТБ. Это почти в полтора раза меньше, чем объем проблемных кредитов так называемого инвестиционного портфеля Банка Москвы (366 млрд руб.).
Зато качество рыночного портфеля выше, чем в среднем по рынку, — уровень просрочки по разным видам кредитов составляет 1,5—3%, в то время как у большинства банков — 5—7%, говорит Ястриб.
80 крупнейшим заемщикам выдано примерно 160 млрд руб. Пересечение по ним с группой ВТБ — около 50%, рассказывает он. До конца 2011 г. корпоративный портфель планируется увеличить еще на 30—40 млрд руб. На средний бизнес приходится 30 млрд руб., и к 2013 г. этот объем планируется нарастить в семь раз. Объем розничных кредитов сейчас 60 млрд руб., до конца года должен вырасти до 85—90 млрд.
Но чистая процентная маржа [чистая процентная маржа] по этому совокупному портфелю сейчас составляет около 3%, «есть планы по ее существенному увеличению», говорит Ястриб. Маржа самого ВТБ в I квартале — 4,8%, и ВТБ рассчитывает сохранить этот уровень по итогам 2011 г.
Стратегия развития Банка Москвы будет к октябрю, но очевидно, что клиентов надо будет «разводить». «Общие клиенты будут обслуживаться глобальными менеджерами, которые в зависимости от продукта или услуги, необходимой клиенту, будут направлять его в Банк Москвы или в другие банки группы», — говорит Ястриб. Когда стало понятно, что Банк Москвы войдет в группу ВТБ, один из общих крупных клиентов — «нефтяная компания» — вывел средства из столичного банка, поскольку в компании установлен лимит по объему размещенных средств в рамках одной группы, рассказывает Ястриб.
Корпоративный бизнес не будет фокусом для Банка Москвы «за исключением обслуживания столичного правительства и компаний, выполняющих госзаказ Москвы», оговаривается он. Долю этих компаний в бизнесе банка он не уточняет.
Основной акцент банка будет на обслуживании среднего бизнеса. У Банка Москвы современные банковские технологии, развитый интернет-банкинг, через который сейчас работает «90% клиентов среднего бизнеса». Благодаря высокому уровню автоматизации тарифы Банка Москвы для корпоративных и розничных клиентов, по словам Ястриба, сейчас «несколько ниже, чем в ВТБ». «Для нас важно, чтобы по сопоставимым продуктам с ВТБ и «ВТБ 24» не было ценовой конкуренции, содержательно продукты будут отличаться», — говорит он.
«Высокотехнологичные сервисы и автоматизация процессов важны при обслуживании массовых сегментов — розницы и малого и среднего бизнеса», — говорит предправления банка «Открытие» Василий Заблоцкий. С этой точки зрения место для Банка Москвы в группе ВТБ выглядит довольно удачно, полагает он. Если при интеграции не пострадает качество обслуживания, то потерь в клиентской базе не будет, сказал он.
Инвестблок Банка Москвы будет реформирован, в Банке Москвы останутся те, кто занимается структурированием сделок корпоративных клиентов, рассказал Ястриб. Сейчас в «ВТБ капитал» уже переведен торговый портфель ценных бумаг (его объем в банке не раскрывают).
Дочерние структуры Банка Москвы в Белоруссии и Сербии будут развиваться в рамках группы ВТБ, в отношении остальных «дочек» решения нет, сообщил Ястриб.