Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) демонстрирует большую готовность к взаимодействию с индустрией, чем до этого, отмечает предправления Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексей Тимофеев. Важнейшими шагами, предпринятыми новым руководителем службы, он считает «отказ от вредной политики по повышению требований к собственным средствам профессиональных участников и «взвешенную позицию по срокам вступления в силу нормативных актов по закону об инсайде». Ранее ФСФР объявила, что для большинства категорий участников рынка в этом году не будет планировавшегося повышения нормативов к собственному капиталу, а также о введении моратория до конца года на наступление административной ответственности за нарушение требований закона об инсайде. Многие участники до этого неоднократно жаловались на то, что не успевают подготовиться, ссылаясь на неготовность нормативной базы.

Можно отметить более мягкий стиль в работе ФСФР, солидарен гендиректор брокерского дома «Открытие» Евгений Данкевич. И хотя комплексно оценивать ее работу при новом руководителе пока затруднительно, отказом от ужесточения требований к собственным средствам профучастников служба показала готовность идти на диалог с рынком, отмечает Данкевич. Но рынку нужны и другие решения, призывает Данкевич. Надеемся на инициативы со стороны ФСФР в вопросе введения паритетного по сравнению с депозитами налогообложения дохода от ценных бумаг, также хотелось бы увидеть решения, связанные с введением системы страхования брокерских счетов — аналогичной той, которая существует в США, отмечает гендиректор БКС Юрий Минцев. Нужны налоговые, инфраструктурные меры, в России большая часть рынка находится в серой зоне, огромное количество людей управляют деньгами без какого-либо разрешения, обращает внимание службы Данкевич.

Оценивать по 100 дням можно, когда человек приходит с конкретной программой, предупреждает сам Панкин: «У меня ситуация другая, я не считаю, что за этот срок необходимо было что-то существенно менять, основной задачей было оценить ситуацию, познакомиться со службой». Содержательно поговорить о делах службы, проблемах и путях их решения он предлагает по прошествии года. Однако, отмечает он, «система работает, сказать, что ФСФР или страхнадзор не выполняют своих функций, нельзя, хотя если копнуть глубже, то проблемы есть: требуется определенная доработка законодательства, многие существенные моменты нам пока не удается выявлять и предотвращать».

У ЦБ и ФСФР как были, так и остаются прекрасные конструктивные отношения, констатировал зампредседателя ЦБ Сергей Швецов. «Мы с нетерпением ждем, когда Минфин и ФСФР все-таки поделят полномочия в области издания нормативных актов, насколько я знаю, постановления правительства пока нет, и это несколько тормозит работу», — добавил он. Представитель Минфина от комментариев воздержался.

Мысли вслух

Пока у меня такое ощущение, что, кроме слияния бирж и создания центрального депозитария, никаких проблем нет, все кругом обсуждают только эти вещи (апрель).

Мы не можем регистрировать увеличение капитала иностранных страховщиков. Нужно менять закон, регулятор готов поддержать расширение квоты до 50% (май).

Одна из важнейших задач — это контроль за качеством капитала как страховых организаций, так и многих участников рынка ценных бумаг (май).

ФСФР намерена ввести единые требования для участников финансовых рынков, чтобы страховщики тоже платили штрафы. Кроме того, штрафы за разные наказания не должны быть одинаковыми (июнь).

Мы должны найти способы стимулировать компании размещаться на внутреннем рынке, сделать рынок более открытым, комфортным для размещения <…> Приватизировать активы только на российском рынке. Такое решение может послужить мощнейшим стимулом для внутреннего фондового рынка (июнь).

Накопительная часть пенсионной системы, целесообразность которой в нынешнем виде оспаривает Минздравсоцразвития, очень важна для фондового рынка. Речь идет о триллионе рублей пенсионных денег: это надо развивать (июнь).